Минлян, Цай (род. в 1957 г.)

Цай Минлян - кинорежиссёр, видный представитель тайваньского кинематографа, обладатель премий ряда престижных европейских кинофестивалей. Среди достижений Цая «Золотой лев» (лучшая картина) за «Да здравствует любовь» на Венецианском кинофестивале в 1994 году, «Серебряный медведь» (специальный приз жюри) в 1998 году за «Реку» на Берлинском кинофестивале, премия ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале за фильм «Дыра», а также «Серебряный медведь» как лучшему режиссёру на Берлинале-2005 за ленту «Капризное облако». .

Краткая биография

В начале 80-х гг. Цай Минлян окончил факультет театра и кино Тайваньского китайского универси­тета культуры в Тайбэе и стал рабо­тать театральным продюсером, а затем режиссером на телевидении.

В кино Цай дебютировал в 1992 г. фильмом "Юный Ночжа", который более известен под его англоязычным названием — "Бунтари неонового бога". Фильм о неприкаянных тай-бэйских подростках, чей западный стиль жизни и мышления (мотоци­клы, сексуальная раскованность, нарочитый нигилизм) не спасал от одиночества и душевных травм, стал новым словом в тайваньском кино. В отличие от Хоу Сяосяня и Ли Аня, проявлявших очевидный интерес и даже пиетет перед национальной культурной традицией и патриарха­льным типом личности, Цай стал певцом "поколения без корней". Его излюбленной темой стали драмы и конфликты обитателей "урбанисти­ческого муравейника", приметами авторского стиля — пренебрежение сюжетностью, выстраивание цепи коротких, порой невнятных по смы­слу эпизодов, объединенных общей эмоциональной тональностью.

Следующий фильм Цая — "Да здравствует любовь!", удостоенный "Золотого льва" и приза ФИПРЕССИ на фестивале в Венеции (1994), задумывался как комедия, но по ходу съемок трансформировался в модернистскую драму на тему "оди­ночества в толпе". Героиня фильма — молодая женщина Мэй, агент по торговле недвижимостью, использует пустующую квартиру для встречи с любовниками; утерянный ключ от этих апартаментов находит посто­ронний мужчина, после чего Мэй, ее любовник и нашедший ключ А Цзюн начинают приходить в одну и ту же квартиру, не подозревая о присутствии друг друга. Почти весь диалог двух-с-половиной часового фильма состоял из коротких, ничего не значащих реплик.

В "Реке" (1997) на смену рефле­ксии и многозначительности "пус­тоты и тишины" пришло разного­лосье семейного скандала. Темой фильма стал процесс распада типич­ной тайваньской семьи. В то время как родители не могут решить свои сексуальные и экономические про­блемы, их сын, тинэйджер Сяо Кан зарабатывает на жизнь тем, что изо­бражает утопленника на съемках фильма, плавая в грязной, мутной реке. Фильм полон назойливых символов загнивания и деградации (река, травма шеи, полученная Сяо Каном на съемках), процессу кото­рых, по логике режиссера, подвер­жено все тайваньское общество. На Берлинском кинофестивале 1997 г. фильм был удостоен приза "Сереб­ряный медведь".

Модернистская драма-притча "Дыра" также была отмечена призами ряда престижных фестивалей (приз ФИПРЕССИ в Каннах; "Золотой Хьюго" в Чикаго и др.). Эксцентри­ческая завязка сюжета (дыра между этажами, которая неожиданно ста­новится "коммуникационным кана­лом" для живущих в одном доме героя и героини) не привела к упро­щению драматургии фильма, его проблем и характеров. Новые мон-тажно-стилистические приемы (контрапункт ярких, музыкально-клиповых "видений" и тусклых бы­товых эпизодов), вызывающие симпатию, не отмеченные печатью внутренней пустоты и деградации герои — все это позволяет утверж­дать, что режиссер находится в со­стоянии творческого подъема и по­иска. .

Фильмография


1992 — Повстанцы неонового бога
1994 Да здравствует любовь
1997 — Река
1998 — Дыра
2001 — А который у вас час?
2003 — Прощай, отель "Дракон"
2004 — / Welcome to São Paulo — часть «Aquarium»
2005 — Капризное облако
2006 — Не хочу спать одна
Википедия: Цай Минлян

IMDb" Цай Минлян

сайт "Артхаус.ру" Цай Минлян


Наверх

Hosted by uCoz